Домой / Новости / Город / Инклюзия: проблемы и перспективы

Инклюзия: проблемы и перспективы

data-ad-slot="1867841055">

Семей. 26.03. “Semeyainasy” – Казахстан лишь недавно присоединился к движению организации инклюзивного образования, призванного создать все условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями в детских садах, школах, колледжах и вузах страны. Как информации вице-министра образования и науки РК Шолпан Кариновой, на сегодняшний день эти условия были созданы в 1882 детских садах и 4507 общеобразовательных школах Казахстана.

Развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан

Созданы специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями в 1882 детских садах и 4507 общеобразовательных школах

Безбарьезная среда в организациях образования:

– 6451 школа установила пандусы (всего – 6975 школ)

– 5893 школы оборудовали вход в помещение

– 2034 школы организовали пути движения внутри помещения

По данным Министерства образования и науки РК

«В законе РК «Об образовании» введена норма, где родители детей вправе выбирать место обучения ребенка – в обычной или специальной организации образования – с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации (далее – ПМПК). В целях предоставления коррекционно-развивающей помощи в стране функционируют 75 ПМПК, 187 кабинетов психолого-педагогической коррекции и 14 реабилитационных центров. Помимо этого, в общеобразовательных школах действуют более 70 кабинетов поддержки инклюзивного образования, где оказывается психолого-педагогическая поддержка детям с особыми образовательными потребностями», – пояснили в ответе Министерства образования и науки РК.

Работать есть над чем

На первый взгляд, сделано немало. Но если смотреть в масштабах всей страны, то развитием инклюзивного образования занимаются лишь отдельно взятые школы и детские сады. Повсеместного движения в организациях образования, направленного на создание условий для обучения особенных детей мы пока в казахстанских школах не наблюдаем.

А это значит, что закон «Об образовании» пока лишь декларирует право родителей выбирать любой детский сад и школу для своего ребенка. На деле же родители вынуждены искать в своем городе детские сады и школы, где бы не только согласились принять его особенного ребенка, но и действительно с ним занимались. В сельской местности же об этом даже не мечтают. И дети, в лучшем случае, остаются на домашнем обучении, либо вообще лишаются возможности получить обязательное среднее образование.

«Точечная» инклюзия

И Министерство образования и науки РК молчаливо соглашается с этим фактом. По крайне мере, в официальном ответе на запрос в МОН РК скромно отметили, в настоящее время инклюзивное образование достаточно интенсивно развивается лишь в двух регионах Казахстана – в Алматы и Павлодарской области. Меньше всего созданию условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями уделяют внимание местные исполнительные власти Туркестанской и Алматинской областях.

И больше никаких объяснений. Почему, собственно, не уделяется должного внимания организации учебного процесса в рамках инклюзивного образования?

Подсказала сама жизнь

Ответ на этот вопрос мы нашли у самих педагогов и родителей детей с особыми педагогическими потребностями, заглянув в одну их школ Семея.

Первой общеобразовательной школой, занявшейся внедрением инклюзивного образования в Семее, стала СОШ №20. По словам директора школы Розалины Рахимовой, к этому шагу педагогический коллектив подталкивала сама жизнь.

«Так исторически сложилось, что с самого начала создания школы в 1909 году в ней учились воспитанники разных детских домов. Кроме того, школа расположена на городской окраине, где всегда жили семьи работников местных фабрик и заводов, а сейчас большинство местного населения составляют малоимущие или неблагополучные семьи, в которых очень мало внимания уделяется развитию и образованию детей. Педагоги школы неоднократно замечали, что среди учеников регулярно встречались  дети, которые не могли усвоить даже минимальный объем знаний, который требует Государственный стандарт образования РК. И установить причины этого отставания ребят мы тогда были не в силах», – отметила Розалина Рахимова.

Педагоги приписывали эти проблемы как следствие так называемой социально-педагогической запущенности у учащихся. Но проблемы с памятью и развитием речи проявлялись и у детей, живущих во вполне благополучных и любящих семьях. Истинную причину установили логопеды и дефектологи: задержка психического развития или дефекты речи у детей могут возникнуть в результате генетических или приобретенных заболеваний, нервных потрясений, невнимания взрослых и даже состояния окружающей среды. Значит, дети не виноваты в том, что им трудно усвоить стандартную школьную программу. Им необходимо создать в школе особые, комфортные условия обучения, и тогда они смогут проявить себя.

В 2013 года в СОШ №20 Семея были открыты первые инклюзивные и коррекционные классы, где вместе с обычными школьниками среднее образование получали дети с задержкой психического развития и общими нарушениями речи.

По словам педагогов, они продирались в кромешной тьме, разрабатывая новые учебные программы для инклюзивных и коррекционных классов. Не хватало знаний, практического опыта, материально-технической базы. Да всего.

И энтузиазм учителей был вознагражден: с 2017 года на базе школы был создан ресурсный центр по инклюзивному образованию в Семее. Сейчас в СОШ №20 обучаются 88 ребят с особыми педагогическими потребностями как в инклюзивных, как и в коррекционных классах в возрасте от 5 до 16 лет.

«На самом деле проблем в развитии инклюзивного образования на базе обычной средней школы более чем достаточно. Во-первых, не хватает материально-технической базы. Детям этой категории ежедневно необходимо готовить массу наглядного материала: яркие красивые картинки, карточки с рисунками, тексты с иллюстрациями и многое другое. А в условиях обычной школы с окраины распечатка этих наглядных материалов – огромная роскошь. В школе всего два принтера, и лишь один из них – цветной», – отметила заместитель директора по инклюзивному обучению СОШ №20 в Семее Жулдыз Кабаева.

Дефицит специалистов

Другая, не менее важная проблема – повышение квалификации самих педагогов, которые работают с детьми, которым требуются особое внимание и забота. По мнению Розалины Рахимовой, пришла пора педагогическим колледжам и вузам в учебные планы подготовки учителей всех специальностей вносить методику преподавания предмета в инклюзивных и коррекционных классах. Сейчас таких специально подготовленных специалистов в современной казахстанской школе просто нет.

«Мы сами готовим свои педагогические кадры. Приглашаем специалистов  ПМПК, логопедов, дефектологов, опытных педагогов, и делимся опытом друг с другом. И за эти годы накопился солидный материал, которым мы готовы поделиться с коллегами. Потому что искренне считаем, что для развития инклюзивного образования необходимо целое движение среди школ, педагогических коллективов. Без горячего желания работать с детьми с особыми педагогическими потребностями, без энтузиазма педагогов и поддержки родителей вообще ничего не сдвинется с места», – искренне считает Розалина Рахимова.

И жизнь показывает справедливость этих слов. Очень медленно, с большим скрипом, но в Семее за последние несколько лет в разных районах города на базе общеобразовательных школ стали открываться инклюзивные классы для детей с самыми разными заболеваниями.

«Смысл инклюзии как таковой – это социализация ребенка с особыми педагогическими потребностями в обществе. Опыт нашей школы огромен. И это стало поводом для того, что к нам стали массово обращаться родители детей, которые проживают в самых отдаленных районах Семея. Но мы не можем превратиться в спецшколу. Это противоречит самим принципам инклюзивного обучения. Наоборот, нужно открывать инклюзивные классы повсеместно, в любой школе, где есть в этом потребность. А для этого необходимо тесно работать с детским коллективом самой школы, с родителями, с семьями, проживающими в микрорайоне. Это помогает своевременно выявить ребят с задержкой развития. А значит, вовремя оказать им помощь в преодолении возникших трудностей», – говорит руководитель ресурсного центра по инклюзивному образованию в Семее.

О проблеме подготовки педагогических кадров для работы в инклюзивных классах в общеобразовательных школах говорят и на уровне Министерства образования и науки РК. Так, по словам Ш. Кариновой, с 2012 года на базе АО «НЦПК «Орлеу» были открыты курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию для учителей школ. За последние три года эти курсы окончили более 3 тыс. педагогов. В 2020 году намечено переобучение еще 1200 учителей.

«Проблема с дефицитом педагогических кадров, работающих с детьми с особыми педагогическими потребностями, действительно, существует. И поэтому ведется активная работа по увеличению количества слушателей курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию. Кроме того, предусмотрено создание ресурсных центров на базе вузов, которые будут служить площадкой для повышения квалификации педагогов», – отметили в Министерстве образования и науки РК.

Подготовка специалистов инклюзивного образования в Республике Казахстан

За 2017-2019 годы курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию прошли 3 тыс. педагогов

В 2020 году планирует переобучить 1200 педагогов

Служба коррекционно-развивающей помощи:

– 75 психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК)

– 187 кабинетов психолого-педагогической коррекции

– 14 реабилитационных центров

– 70 кабинетов поддержки инклюзивного образования

По данным Министерства образования и науки РК

Родители, откройте свои сердца

Однако далеко не всегда удается наладить контакт и тесное сотрудничество именно с родителями детей с особыми педагогическими потребностями. Опыт показывает, что взрослые предпочитают закрыть глаза на проблемы в развитии своего ребенка, даже если им говорят об этом педагоги.

«Родители перестали общаться с детьми, даже с самыми маленькими. Они предпочитают отвлечь внимание ребенка мобильным телефоном в любой ситуации. Неудивительно, что в прошлом году у нас было всего четыре ребенка в инклюзивной группе, а сейчас мы выявили уже 18 человек. И есть еще кандидаты на прохождение ПМПК», – отмечают логопеды.

По словам специалистов, именно дети страдают от того, что родители не приняли их особенности в развитии. В силу различных причин, которые не зависят от самого малыша, он не справляется с тем объемом заданий, который от него требует школа. И тогда родители предпочитают найти школьнику репетитора, а не логопеда или дефектолога.

«Репетиторы в данном случаи не помогут ни в коем случае. Здесь требуется комплексная коррекция развития ребенка по индивидуальной программе. С ним регулярно должны работать логопед, дефектолог и другим специалистам. А если нет рекомендаций специалистов ПМПК, мы по собственной инициативе не можем направить ребенка к ним на занятия», – посетовала Жулдыз Кабаева.

Другое дело, когда мамы и папы рука об руку работают с ребенком. Тогда он делает заметные успехи. И даже есть вероятность того, что со временем ребенок догонит своих сверстников и будет переведен на обучение по обычной школьной программе.

Инклюзия во всем

Впрочем, инклюзия в современном обществе требуется не только в образовании. Председатель ОО «Центр творчества детей и молодежи «Исток» в Семее Людмила Михайлова считает, что социализация необходима на всех уровнях жизнедеятельности.

Эта общественная организация с 2010 года тесно работает с детьми и взрослыми, страдающими задержкой психофизического развития и психофизическими патологиями. В большинстве своем это дети, которые вообще были признаны необучаемыми.

А это равносильно приговору. Дети автоматически обречены жить в четырех стенах, и их мир, в большинстве своем ограничивается семьей и очень узким кругом родных и знакомых. Поэтому так важно не только дать им образование, но и научить жить в условиях современного общества.

«В Алматы работает проект для молодежи из числа воспитанников медико-санитарных учреждений со слабой степенью умственной отсталости. Они живут в условных семьях по 10-12 человек и учатся всему, что должен знать взрослый член семьи. Их отправляют в магазин за продуктами, учат готовить пищу, убирать дом, стирать белье, работать на огороде, помогать соседям. Есть даже собственное кафе, где всю работу делают участники проекта: от закупа продуктов и чистки овощей до обслуживания клиентов. Вот это исключительные условия для социализации в обществе», – считает Людмила Михайлова.

Со своими подопечными семейские общественники тоже проводят немало интересных социальных проектов. Например, в течение двух лет они были участниками уникального творческого проекта «Инклюзивный театр» на базе молодежного театра «Четыре стены».

«Ребята были просто чарованы театром. Они раскрылись, потянулись за своими сверстниками. Почувствовали свою востребованность, интерес к себе со стороны зрителей, посторонних людей. Но потом пришло горькое чувство разочарования, когда проект закончился. Было трудно объяснить, почему им запрещают ходить на репетиции, почему они стали не нужны. Поэтому хотим сами создать свою театральную студию, где бы ребята занимались вместе с родителями», – отметила координатор Центра творчества детей и молодежи «Исток» Галина Голубенко.

Театр – творчество для избранных, а вот организовать инклюзивный лагерь летнего отдыха для детей – по силу любому. То, что обычные ребята быстро находят язык со своими «особенными» сверстниками, в Семее убедились на собственном опыте. Детям понадобилось все три дня и небольшая беседа об особенностях развития подростков, чтобы все преграды между ними рухнули, и возникла крепкая дружба и взаимопонимание.  

«Учеба, зубрежка, обязательные домашние задания и контрольные работы – все это важно и нужно для детей. Но все же для инклюзии лучше всего использовать игру. Это естественное состояние для любого ребенка. В процессе игры они больше узнают друг друга, стираются грани, особенности развития и другие «отличия». Все равны, все одинаково счастливы. Вот поэтому я думаю, что важно внедрять не только инклюзивное образование в школах и детских садах, но и на уровне культурно-массовых, спортивных мероприятий и кружков в организациях дополнительного образования», –  считает Людмила Михайлова.

Екатерина ГУЛЯЕВА

От Semeyainasy news

Посмотрите также...

В этом году при сдаче ЕНТ ужесточена ответственность выпускников

Читали: 61 data-ad-slot="1867841055"> Семей. 28.05. “Semeyainasy” – С 20 июня по 5 июля в Восточном …

СЕМЕЙ АЙНАСЫ

СЕМЕЙ АЙНАСЫ