Домой / Новости / Город / Любовь Бароховская: Нет ничего более важного в жизни ,чем знание своих истоков… ( продолжение)

Любовь Бароховская: Нет ничего более важного в жизни ,чем знание своих истоков… ( продолжение)

396214_1

Семей.11.12.»Semeyainasy» — Как река рождается из слияния  ручейков и маленьких речушек, вытекающих из прозрачных родников и холодных ключей, так и для появления на свет человека должны пересечься два семейных древа с разветвленной корневой системой. Судьбу моих предков со стороны матери, Шапошниковых-Кривошлыковых, я проследила на протяжении примерно полувека. Эти годы вместили и переселение их  из Воронежской губернии в Степной край, и Первую мировую войну, и Октябрьскую революцию,  и раскулачивание, и участие в строительстве железнодорожной ветки Риддер – Рубцовск… А сейчас я переключусь  на известную мне информацию о своих предках по отцовской линии.

Родом Бароховские  из Украины, из  Переяслава. Первое упоминание об этом городе встречается в договоре князя Олега с Византией за 907 год, то есть он старше Москвы на 240 лет! «Повесть временных лет», наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала 12 века рассказывает, что князь Владимир Святославич основал город у брода через реку Трубеж, где его войско одержало победу над печенегами. Победу принес Кожемяка, который сразил в поединке знаменитого печенежского богатыря и этим «переял его славу». Отсюда и название города.

Фото старой крепости

Переяслав  в прошлом – одна из трех древнейших княжеских столиц Руси, город, с которым связано первое упоминание слова « Украина». Население Переяслава в конце 19 — начале 20 вв. наполовину состояло из евреев . В семье Бароховских  мужчины традиционно занимались ювелирным ремеслом. Ювелиром был мой прадед, Яков Самуилович, и дедушка, Лев Яковлевич. Думаю, что семья была обеспеченной, ведь термин «ювелир» происходит от слов «сокровище», «драгоценность». Следовательно, чтобы работать с таким недешевым материалом, нужно было иметь немалые средства.

Судя по фамилии с суффиксом – ский, они были выходцами из восточных областей Царства Польского, присоединенных в конце 18 века к Российской империи в результате трех разделов западного соседа. Фамилия происходит от еврейского имени «Барух», что в переводе означает «благословенный».

Бабушка, Любовь Симоновна, в честь которой я получила свое имя, была родом из Яготина. Это тоже достаточно старинный город, впервые упоминающийся в документах в 1552 г. В 1757 г . Эти земли купил гетман Кирилл Разумовский, младший брат Алексея Разумовского, фаворита, а впоследствии тайного мужа российской императрицы Елизаветы, дочери Петра Первого. Династия Разумовских способствовала значительному преобразованию  Яготина, его украшению. Был построен  прекрасный дворцово-парковый ансамбль,  на реке Супой насыпана большая дамба, в результате чего образовалось одноименное озеро. В 20-м году 19 века город был подарен внучке Кирилла Разумовского Варваре, вышедшей замуж за князя Репнина-Волконского. Она известна, как близкий друг и покровительница  Тараса Шевченко. Во флигеле, где останавливался поэт во время своих посещений Яготина, расположен его мемориальный музей.

Фото усадьбы Разумовских

Девичья фамилия моей бабушки – Каган. Это одна из самых распространенных еврейских фамилий. Она, а также Коган, Коэн, Каганович, Кагановский, Кац и др. свидетельствует о принадлежности ее носителей к сословию священнослужителей  в иудаизме. Это сословие состоит из потомков колена Леви, третьего сына Иакова. Из этого колена вышли пророк Моисей и его старший брат Аарон. Статус коэна передается по наследству, почетной обязанностью принадлежащих к нему является особое благословение общины в синагоге (биркат коханим).

Фото благословения коэнов

Из числа коэнов в древности выбирался Первосвященник (коэн гадоль), который раз в году, в Судный день  входил в Святая святых , где хранился Ковчег Завета . При чтении свитка Торы в синагоге коэн вызывается первым. Представляю, как билось  бы в детстве сердце маленькой Любы, которая наблюдала с отведенного еврейским  женщинам места для молитвы (эзрат нашим), как выходят к биме (возвышению в центре синагоги, с которого читается недельная глава) ее отец, Симон Каган и ее дедушка. Но, к сожалению, этого скорее всего не было. Как я ни штудировала исторические материалы, связанные с Яготином, нигде не нашла информации о наличии там синагоги. Евреи, конечно, были, и немало, но, очевидно, они собирали миньян для молитвы  у кого-то на квартире или в арендованном помещении.

А вот в Переяславе в марте 1900 года на общественные средства построили синагогу в классическом стиле. Она стала центром не только религиозной, но и общественной и культурной жизни города и сохранилась до сегодняшнего дня.

Фото синагоги в Переяславе

Кроме нее, еще в 19 веке в городе имелись «большая» синагога, « старая» синагога и « холодная молельня». О них рассказывает в своем автобиографическом произведении «С ярмарки» классик еврейской литературы Шолом-Алейхем, уроженец Переяслава. Он описывает свои детские впечатления от этого старинного города, его широкие и длинные улицы с деревянными «пешеходами» (тротуарами), кирпичные лавки с железными дверями, дома с яркими разноцветными ставнями… Отец писателя держал в Переяславе постоялый двор. До нашего времени сохранился дом родителей автора произведений «Мальчик Мотл» и «Тевье-молочник». В этом доме, перенесенном в скансен, сейчас расположен мемориальный музей Шолом-Алейхема.

Фото музея Шолом-Алейхема

Попробуем представить, каково жилось моим юным бабушке и дедушке до того, как они создали семью. Сейчас оба эти города, и Переяслав, и Яготин по административно-территориальному делению  относятся к Киевской области, а 100 с лишним лет назад они входили в Полтавскую область. Причем Яготин был даже не городом, а местечком.

В «Очерках истории евреев Полтавщины» Михаил Исаакович Гольдштейн   пишет:   «В начале 20-го века царские власти пытаются возложить на евреев вину за недовольство народа и нарастающее революционное движение.» Растут антисемитские настроения, активизируются  «черносотенцы». Термин «черная сотня» со времен первой русской революции употребляется в значении погромщиков и антисемитов. Одной из основ «черносотенного» движения была борьба с инородцами и прежде всего с «еврейским засильем». Они распространяют листовки с призывом убивать евреев, «уничтожать жидовское отродье». Автор сообщает, что в 46 населенных пунктах Полтавской губернии во время революции 1905-07 гг. прошли еврейские погромы.

В газете «Полтавщина» от 13.11.1905г. опубликована следующая информация: «м.(местечко) Яготин, Пирятинского уезда. Пристав Лавговский вменил в обязанности стражников охранять евреев. Отнял у разных людей награбленные товары при погроме в Киеве. Честь и хвала ему.» Присоединяюсь от всей души. Побольше бы таких приставов, глядишь, история Российской империи потекла бы совсем по другому руслу. Сколько умных еврейских голов остались бы на родине, не отправились бы за океан, трудиться на благо и процветание тамошнего общества…

Гораздо меньше в этот период повезло Переяславу. Та же газета «Полтавщина», описывая погром,  произошедший там 18.10.1905 г., подчеркивает, что «ни один из погромщиков не был арестован, а в таком маленьком городке каждого знают в лицо. Хулиганы…избивали людей, разбивали в домах стекла, врывались в квартиры евреев, калечили их, уносили имущество.» (29.10.1905 г.)

Фото еврейского погрома

В номере газеты от 11.11.1905г. сообщается: «В Переяславе на пароходной пристани орда пьяных крестьян из села Андрушей грабила всех попадавшихся евреев. Присутствующий урядник никаких мер не предпринимал.» Газета пишет, что на второй день погрома в Переяславе в лавки евреев тянулись вереницы мужчин и женщин, богатых и бедных, старых и молодых, и каждый хотел поживиться.
…Но прошли эти страшные годы,  жизнь продолжалась. Лев Бароховский повзрослел, пришло время создавать свою семью. Был, конечно, организован «шидух» — еврейский способ знакомства юноши и девушки при помощи сватов (шадханов). Они явно давно заприметили скромную, симпатичную Любу Каган из порядочной, религиозной семьи. Семья Каган была многодетной, у Любы были братья и сестры: Шейндл, Самуил, Фрада, Доца и Бенцион. Доца, в замужестве Ямпольская, переехала в Екатеринослав, у нее были дочери Бася и Рива. Детей Бенциона звали Борис, Люся и Зара. У Льва тоже были брат Семен и сестра Эстер.

Накануне свадьбы  была составлена «ктуба» —  договор, где жених обещает заботиться о своей будущей супруге, а также предусматриваются ее права. Красиво оформленная, « ктуба» долго украшала стену их комнаты, напоминая о самом ярком и радостном событии  жизни. Перед свадебным торжеством Любовь, по обычаю, погрузилась в специальную купель («миква») для ритуального очищения.

Фото еврейской свадьбы

Смущенные от всеобщего внимания гостей, они стояли рядом под хупой  — красивым балдахином, покрывающим сверху 4 высоких столбика и символизирующим будущий дом, в котором они будут жить вместе. Взволнованным голосом Лев произнес традиционную фразу «Этим кольцом ты посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля», после чего надел на палец Любови обручальное кольцо. В заключение церемонии молодой муж разбил бокал в знак того, что евреи даже в самые счастливые моменты жизни должны помнить о разрушении  Иерусалимского Храма и многовековом изгнании израильского народа из Земли обетованной.

Продолжение следует.

Любовь Бароховская

От Semeyainasy news

Посмотрите также...

DSC00619-1

В новом микрорайоне Семея возводят арендное жилье

Семей.20.03.»Semeyainasy» — Заместитель акима Семея Николай Ушаков рассказал, что в этом году в микрорайоне Карагайлы …

СЕМЕЙ АЙНАСЫ

СЕМЕЙ АЙНАСЫ