Домой / Новости / Город / Любовь Бароховская: Нет ничего более важного в жизни ,чем знание своих истоков… ( продолжение)

Любовь Бароховская: Нет ничего более важного в жизни ,чем знание своих истоков… ( продолжение)

( Продолжение )

Семей.18.03.”Semeyainasy” – Закончилась гражданская война, сошли с исторической сцены всевозможные батьки и атаманы, жизнь постепенно вернулась в спокойное русло. Мальчики, Самуил и Михаил, росли, учились. Были, конечно, и свои, детские проблемы. Впрочем, не такие уж и детские. Они отражали незатухающий антисемитизм в том регионе. Например, русские или украинские мальчишки могли подкараулить после занятий в школе, повалить на землю, намять бока, но главное – вымазать губы запрещенным в иудаизме свиным салом. Когда сыновья, зарёванные, приходили домой, их утешала мама. Потом они садились за стол и ели вкусные еврейские блюда – форшмак, чолнт, леках, цимес…
Любовь Симоновна заготавливала на зиму много варенья и повидла из всевозможных ягод и фруктов, которые росли в домашнем саду, да и на базаре продавались ведрами по баснословно дешевой цене.Это вишня, слива, смородина, абрикосы, малина , крыжовник…Варенье варилось в специальном тазу, от которого исходил умопомрачительный аромат. Время от времени с него снималась розоватая или золотистая (в зависимости от цвета ягод) пенка, которой лакомились крутившиеся рядом сыновья. Вкус этой пенки от варенья, ассоциировавшейся с детством, семьей, родным домом братья запомнили на всю жизнь…
В военном билете отца, в разделе №16 “Грамотность и образование” я прочитала следующую запись: “Окончил 10 кл. Е.Ш. гор. Переяславль Киевской обл. в 1926 году.” Какую полезную информацию можно извлечь из этой сухой записи? Во-первых, изменилось территориальное деление Украины и родной город Бароховских относился теперь не к Полтавской (как прежде), а к Киевской области. Во-вторых, несмотря на без малого десятилетие Советской власти продолжали функционировать еврейские школы ( так расшифровывается сокращение Е.Ш.). И давали, на мой взгляд, неплохое образование.Во всяком случае, после окончания школы отец смог поступить в Днепропетровске в коммерческое училище (за точность названия не ручаюсь) и получить специальность бухгалтера.
02.103.1

Почему именно в Днепропетровске ? Именно там, в бывшем Екатеринославе, который переименовали в год окончания отцом школы, в 1926 году, жила семья Доцы Симоновны Ямпольской, в девичестве Каган, родной тети моего отца. У нее было две дочери, Бася и Рива. Здесь,в гостеприимной семье Ямпольских и жил мой отец во время учебы в коммерческом училище да и после его окончания. Тихий, патриархальный Переяслав, конечно, не выдерживал сравнения с этим крупнейшим промышленным центром Украины. Евреи в тот период составляли примерно 35 процентов населения Днепропетровска. Еще в 1833 году была выстроена в городе большая каменная хоральная синагога “Золотая роза”, которая сейчас входит в комплекс “Менора” – самый крупный в мире еврейский культурно-деловой центр.
Думаю, что примерно к этому периоду относится следующая семейная фотография. На ней изображены (слева направо) моя бабушка Любовь Симоновна, брат отца Михаил Львович, мой отец Самуил Львович и дедушка Лев Яковлевич. Снимок запечатлел достаточно благополучную семью среднего достатка. Если бы мои предки обладали умением предвидеть будущее, они бы знали, что это благополучие будет скоро развеяно, как дым. Но может быть это и к лучшему – наше неведение, незнание завтрашнего дня? Разве мы смогли бы жить беззаботно или хотя бы спокойно, зная о грядущих бедах?
04.1

…Представим, что бригада рабочих при прокладке туннеля в горной местности, вгрызаясь в скалистую породу, вдруг обнаруживает, что ей навстречу движется с противоположной стороны другая группа строителей. С замиранием сердца они прислушиваются к звукам взрывных работ, с нетерпением ожидая встречи с товарищами. Примерно такие чувства недавно испытала я, обнаружив на сайте “Booknik. ru” публикацию “В старые времена, или картина из прошлого” Арона Боруховского от 15 ноября 2012 года. Она начинается с ответа из журнала “Советиш геймланд” (“Советская Родина”) на рассказ “Картина из прошлого”. Редактор отдела прозы этого журнала Б.Котик пишет: “…Мы не сможем его(рассказ) опубликовать, так как …он не является художественным произведением.”
Арон Боруховский сообщает, что после смерти отца, который жил в последние годы в семье автора, в Подмосковье, он нашел написанный им на русском языке рассказ “Трагедия”, небольшую повесть “В старые времена” и еще две вещи на идише. “Уже живя в Америке, я послал папин рассказ “Трагедия” в газету “Еврейский мир”, где он был напечатан. А повесть “В старые времена” вместе с опубликованным рассказом мы включили в нашу книгу воспоминаний “Семейный архив”.
Далее следует небольшая биографическая справка об отце, которая абсолютно подтверждает наше близкое родство с этой семьей. “Мой отец Шулим бен Янкел Иосе Боруховский родился в 1877 году в г.Переяславе (Украина)…Образование у папы было, как обычно в те времена, религиозное. Учился в хедере, изучал грамоту(иврит,идиш), знал русский и украинский языки. По специальности он был ювелир или…золотых дел мастер…Видимо, и дедушка, его отец, тоже был ювелиром. Папа женился на Годе бас Авром Бурсук, родом из города Глухова (Украина)…В Переяславе родились два моих старших брата, Абрам и Михаил (Моисей). Сестра Маня и я родились после того, как родители переехали в Ромны.”

01.1
Итак, Шулим Янкел Боруховский – это тот самый “ходоровский мещанин”, который вместе с женой Годой Аврамовной записаны в “Метрической книге синагоги Переяслава” , как родители сына Моисея, родившегося 24 сентября(22 тишрея) 1909 года, о которых я писала в предыдущей главе. Это брат моего дедушки и родной дядя моего отца. А Арон Боруховский, автор публикации, на которую я наткнулась, сама того не ожидая, во время очередной “прогулки” по просторам интернета – это двоюродный брат моего отца, Самуила Львовича, и мой двоюродный дядя. Отец, правда, называл его Аркадий. С ним мне, к сожалению, не довелось лично познакомиться во время моих поездок в белокаменную, так как он проживал с семьей не в самой Москве, а в Подмосковье. Но я присутствовала при телефонных разговорах с ним Михаила Семеновича или Марии Семеновны, его брата и сестры, у которых я бывала в тот момент в гостях и поняла, что они поддерживают очень тесную связь.
О дальнейшей судьбе своего отца Шулима он пишет следующее: “…С шурином, дядей Ароном, мужем старшей сестры, они решили попытать счастья в Америке, но после двух лет жизни и работы в Чикаго, счастья там не найдя, вернулись в Россию.” Мой отец рассказывал об этой неудачной поездке дяди за океан, но его версия несколько отличалась от вышеизложенной. По сведениям отца, причина возвращения дяди Шулима заключалась в невозможности соблюдать религиозные предписания иудаизма в Америке. Дело в том, что в тот период (кажется, это 20-ые годы) в США, переживавших тогда не лучшие времена, была 6-дневная неделя,то есть суббота была рабочим днем, что для верующего еврея было совершенно недопустимо. Дядя Шулим очень страдал от того, что вынужден нарушать одну из важнейших заповедей творца и принял решение вернуться назад, прожив за границей около двух лет.
Однако эта заграничная поездка, несомненно,запомнилась ему на всю жизнь и спустя много лет он решил запечатлеть ее в литературной форме. Вот как он описывает свои первые попытки получить работу в Америке:”…Каждый день у биржи труда стоят люди и ждут работы, но биржа дает работу на шахтах, фермах,железной дороге. Понятно, что не всем такая работа годится.Иногда приходят агенты от заводов и фабрик и берут, кому сколько человек нужно. Но они выбирают людей помоложе и покрепче. Ко мне первому подошел агент и забрал меня на работу. Это была фабрика, которая выделывает мужские шляпы. Мне показали, что нужно делать, и я схватился за работу, как голодный волк за добычу.”
Описание этого эпизода вызвало у меня свои грустные ассоциации. Мой ежедневный маршрут частенько пролегает по улице Дулатова, мимо магазина “Стан”, где располагается нечто вроде стихийной “биржи труда” нашего города. Каждый день, в любое время года, там стоит толпа мужчин, выжидательно глядя на прохожих. Когда на обочине возле них останавливается автомобиль, в опущенное окно которого выглядывает потенциальный “работодатель”, безработные мчатся к нему наперегонки, сбивая с ног друг друга. Я понимаю, что их дома ждут семьи, дети, которых нужно кормить и они соглашаются на любую работу и на любых условиях, хватаются за нее, по выражению Ш.Боруховского, “как голодный волк за добычу.” В морозы они греются тем, что бегают, пиная тяжелый круглый комок из скомканных полиэтиленовых пакетов, имитирующий футбольный мяч. В теплую погоду коротают время, играя в карты. “Нет ничего нового под солнцем”…
К сожалению, Шулим Боруховский, так же как и все остальные члены многочисленного клана потомственных ювелиров, моих родственников, вынужден был сменить профессию в советское время. Его сын Арон пишет:”Когда частную деятельность запретили, папа стал работать приемщиком ценностей(изделий из золота) в Торгсине(магазин по торговле с иностранцами). После ликвидации Торгсина он прошел курсы зубных техников, научился делать из нержавеющей стали, что было тогда очень модно, зубные протезы, а при возможности нелегально и золотые.”
Далее он сообщает о судьбе своей сестры Мани. Она уехала из города Ромны в Москву, где к тому времени жили два старших брата. Вскоре Маня вышла замуж за русского из дворянской семьи, Василия Веселицкого. “О позор для семьи! Стыд перед родственниками и знакомыми! Родители были в шоке, отец отрекся от дочери.” Сейчас, когда межнациональные браки заключаются сплошь и рядом, трудно представить, какая это была трагедия. Еврейская девушка вышла замуж за русского! Но не будем забывать, что это довоенный период, 30-ые годы, когда еще люди придерживались старого уклада жизни, хотя он уже потихоньку подтачивался курсом КПСС, направленным на идеологическое воспитание детей и молодежи в духе атеизма, на формирование человека “новой формации”.(Кстати, в период моего общения с Марией Семеновной – Маней – ее фамилия была “Кравчинская”, а не “Веселицкая”. Очевидно, первый брак распался или она овдовела.)

(Продолжение следует)
Любовь Бароховская

От Semeyainasy news

Посмотрите также...

Благоустроить озеро Шошкалы планируют в Бескарагайском районе ВКО

Читали: 46 Семей.15.10.”Semeyainasy” – В ходе пресс-конференции в Региональной службе коммуникаций ВКО аким Бескарагайского района …

СЕМЕЙ АЙНАСЫ

СЕМЕЙ АЙНАСЫ