Благодаря чему некрополь Берел получил всемирную известность, рассказали в ВКО ​

Семей. 01.08. “Semeyainasy” – В реконструкции культурно-исторических процессов на территории нашего края в середине и во второй половине І тыс. до н.э. исключительную роль играют материалы раскопок некрополя Берел.

Памятник получил всемирную известность, благодаря найденным здесь захоронениям кочевой знати и высокохудожественным изделиям в скифо-сибирском зверином стиле. Мировое учёное сообщество определило раскопки Берели в 1999 году, как​«Археологическую сенсацию уходящего 20 столетия». Древние номады не случайно выбрали этот чудесный по красоте уголок Алтая для погребения своих верховных вождей. Долина, где расположены курганы, значительно возвышается на местности и со всех сторон окаймлена высокими горами. По мифологическим представлениям древних, горы наделены особым смыслом, так как на их вершинах обитают боги, в верхний мир уходят души предков. Местонахождение кургана в горах, на берегу реки, связывающей верхний и нижний миры, глубоко символично.

Долина и само погребальное сооружение – курган выполняли роль храма. Археологический комплекс Берел насчитывает более​ 100 погребально-поминальных сооружений разной величины. Древние жители возводили грандиозные усыпальницы для своих правителей, в которых тела усопших длительное время сохранялись нетленными. Они владели секретами бальзамирования, а их опыт строительства каменных конструкций учитывал возможность формирования линзы мерзлоты в погребальной камере кургана. В мерзлоте неплохо сохранились предметы, сопровождавшие в инобытие представителей высшей знати сакского кочевого общества – одежда, конское снаряжение и убранство из дерева, седла и ткани, деревянная посуда, изделия из кожи и войлока. В этом заключается уникальность подобных памятников.

В самом крупном кургане были погребены царствующие персоны – мужчина и женщина; их уложили в колоду из лиственницы внутри сруба. Рядом располагались 13 коней. Кони были взнузданы и оседланы, головы некоторых из них облачены в маски, увенчанные деревянными рогами горного козла. Детали конского снаряжения изготовлены из дерева, украшены резными узорами и покрыты золотой фольгой и оловом. Среди образов животных, запечатленных на предметах убранства коней, присутствуют кошачьи хищники, горные козлы и бараны, лоси, хищные птицы и фантастические существа – грифоны. ​ Особой привлекательностью обладает фигура крылатого коня в рогатой маске, изготовленная из шерстяных нитей при помощи приспособления, наподобие крючка. Поражают высочайшая технология изготовления, оригинальная трактовка излюбленного образа и выбор цветовой гаммы. Массивная деревянная фигура фантастического тигро-грифона определяется как штандарт — символический атрибут вождя или царя «стерегущих золота грифов».

В настоящее время​ это единственный в Казахстане памятник с подкурганной вечной мерзлотой, появившейся благодаря деятельности древних архитекторов.

В 2016 году памятник был включен в проект областного акимата «Программа развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО на 2016-2018 гг.». Раскопки велись на курганах № 2 и №19. Результатом стала музеификация уникальных раскопок кургана № 2. Уникальность памятника: археологические исследования Берельского некрополя позволили всему миру увидеть яркую культуру эпохи древнего всадничества. Вольнолюбивые племена древних номадов Великой Степи были не только отличными всадниками и умелыми воинами, которые постоянно совершенствовали оружие и тактику боя, но и искусными мастерами. Неповторимый звериный стиль, в котором оформлены оружие, конская упряжь, украшение, одежда, посуда, послужил настоящим образцом для подражания древневосточным мастерам.​

Редкая сохранность берельских находок обусловила особую информационную их ценность. Они представляют широкие возможности для реконструкции материальной и духовной культуры скифо-сакских племен ІV-ІІІ вв. до н.э: костюма, головных уборов и причесок, сюжетов вышивки; религиозно-мифических представлений и обрядовой практики кочевников; способов ведения скотоводческого хозяйства, строительства жилищ, орудий труда и предметов быта, оружия и доспехов. Предметы конского снаряжения, выработанные в среде кочевников І тыс. до н.э., без существенных модификаций бытовали в кочевом обществе казахов до недавнего времени. Преемственность между древними кочевниками и казахской культурой достаточно ярко проявляется в сфере духовности – в реликтах домусульманских обрядов и верований, традиции создания эпических сказаний, мифотворчестве, выработке системных знаний и взглядов на окружающий мир.​

Региональная служба коммуникаций ВКО

Semeyainasy.kz
Добавить комментарий