Домой / Интересные люди / Любовь Бароховская: Нет ничего более важного в жизни ,чем знание своих истоков… ( продолжение)

Любовь Бароховская: Нет ничего более важного в жизни ,чем знание своих истоков… ( продолжение)

data-ad-slot="1867841055">

image

Семей.02.09.”Semeyainasy” – В сборнике документов «Развитие народного образования в Восточном Казахстане (ХIХ – ХХ вв.)» имеется «Информация инспектора народных училищ Семипалатинской области в Семипалатинский областной статистический комитет», в которой подчеркивается, что «потребность в начальном образовании среди населения особенно стала сильно ощущаться. Это наблюдается среди огромной двинувшейся волны переселенцев. Последние, едва только придут на отведенное место и успеют устроить кое-какие землянки, как сейчас же начинают обращаться с ходатайством о постройке у них церкви и открытии школы».

Ну, со школой мы разобрались в предыдущем разделе, а что касается церкви…  Д. С. Фукс очень осторожно упоминает об этой опасной в то время (1957 год) теме. Единственное, что он сообщает : «По церковной линии М-Владимировка относилась к Б-Владимировскому приходу. В 1910 году в селе была построена церковь и приставлен священник.» В главе, посвященной Октябрьской революции он пишет: «Достоверно известно, что тогдашний поп М-Владимировского прихода умудрился скрыть от населения в течение некоторого времени известие о свержении царя».

05

Скупо и не очень доброжелательно. Да и как могло быть иначе? Конечно, взятый первоначально большевиками, с легкой руки В.И.Ленина, курс на жесткое искоренение религии, включающий как экономические способы(конфискация земель,построек,  имущества ), так и политические(аресты, расстрелы священослужителей, ссылка их в лагеря) , этот курс был несколько смягчен. Решающую роль сыграла в этом Великая Отечественная война. Ведь условиями открытия Второго фронта западными союзниками были роспуск Коминтерна и легализация церкви.

После окончания войны  отношения религии  и государства оставались  достаточно натянутыми.Церковные здания , которые не успели разрушить в угаре оголтелых атеистических «разборок» , использовали для размещения клубов, спортзалов, складов. Как обстояло дело в М-Владимировке, Д. С. Фукс благоразумно умалчивает.

К слову, в статье Б. Г. Герасимова «Старинные церкви Семипалатинской области», напечатанной в «Записках Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества», в выпуске №10 приводится «Список церквей Семипалатинской области». В этом списке значится « церковь Семипалатинского уезда, села Мало-Владимировского, деревянная, построенная в 1906 году, в честь апостолов Петра и Павла, на средства прихожан и других благотворителей». Думаю, что эта дата постройки является более точной, ведь за прошедшие полвека старожилы могли и запамятовать и указали примерный год строительства.

Краевед Владимир Николаевич Дружинин рассказал, что церковь в их селе была закрыта в 30-е годы, были сброшены колокола на землю. Причем, членов семьи Б-вых, которые принимали в этом наиболее активное участие и даже отплясывали на радостях, со временем постигла горькая судьба. Один из них вернулся с Великой Отечественной войны без обеих ног, второй впоследствии тоже лишился конечностей из-за закупорки вен…

В помещении церкви первоначально был клуб, затем магазин хозяйственных товаров. В 90-е годы прошлого века прошел слух, что собираются  отремонтировать здание и вернуть ему первоначальный статус. Однако этому не суждено было случиться.Как-то ночью начался пожар и деревянная постройка сгорела дотла. Дом местного священника сохранился до сегодняшних дней, там сейчас размещается сельская администрация.

Примерно такая же ситуация складывалась и в других селах области. В одном из архивных документов под грифом «Секретно» от 7. 01. 30 г. сообщается: «…в период хлебозаготовительной кампании, на местах, по инициативе сельсоветов, партийных и комсомольских ячеек, без санкции  Окрисполкома…отмечались массовые случаи закрытия церквей и молитвенных домов…Мы с каждым днем наблюдаем…творимые безобразия, …связанные с грубым нарушением законов Советской власти… В с. Привольном …с церкви были сбиты купола, кресты, а затем был поставлен спектакль, за 20 руб. был нанят танцор, который, забравшись в алтаре на престол, начал на нем танцевать… Не отстают в допущении незаконных действий…Бельагаченский, Убинский, Бурасинский и Зыряновский районы…».

По тону документа чувствуется, что начальство само не радо тому размаху и даже, я бы сказала, разгулу, который приобрела борьба с религией. Воистину, «заставь дурака богу молиться, он и лоб себе разобьет».

Гораздо больше повезло скромной Казачьей церкви Семипалатинска, построенной по инициативе отставного урядника Митрофана Георгиевича Казакова. Пережив период гонений, репрессий и узаконенных грабежей,уцелев (единственная!) из множества разрушенных христианских храмов города,память о которых сохранилась лишь благодаря фотографиям, она получила ныне статус Воскресенского кафедрального собора и после ремонта 2001 года является подлинным украшением города.Для сравнения помещаю любительский снимок из домашнего архива, сделанный в 1968 году, т.е. 50 лет назад, где здание выглядит очень сиротливо и невзрачно. А рядом – современный вид, радующий даже мой глубоко атеистический глаз.

«®ЇЁ®«ЁЎЁ«®ЁЁ

( К слову, наличие церкви и погоста  отличало до революции село от деревни. Имела значение, конечно, и численность населения. В деревне была лишь одна улица, вдоль которой располагались дома ее жителей. В селе было несколько улиц, магазинов, могли быть какие-то перерабатывающие предприятия. Деревенские жители занимались в основном землепашеством и животноводством, а в селе уже наблюдался зародыш капиталистического производства.)

Что касается глубокой религиозности русского крестьянства, то, на мой взгляд, она несколько преувеличена.Да,  моя прабабушка, Анастасия Алексеевна,  до самой своей смерти в 1979 году,регулярно  читала молитвы, у нее был оборудован «красный угол» с иконами, лампадкой ,украшенный белым вышитым рушником.

Єг_66Є5_7Є5_7Є5_Є

Но я не думаю, что у мужчин, после тяжелого физического труда (пахота, покос, жатва и т. д.)  оставались силы на длительные молитвы и поклоны.  Да и отношение к священослужителям было в сельской местности достаточно критичным. Этому способствовала малограмотность духовенства в основной массе, которая, в свою очередь, вызывала индифферентное отношение крестьян к религии. Не случайно появилось выражение в отчетах священников, сокрушающихся о своей пастве –  «не бывшие у исповеди по нерадению».

…   После смерти художника Н. Н. Ге Лев Николаевич Толстой, друживший с ним в течение 30 лет и высоко ценивший его талант, считавший его «одним из великих художников, делающих эпоху в искусстве», счел своим долгом позаботиться о судьбе его творческого наследия. Сын Н. Н. Ге отправил в Ясную Поляну  картины отца  «Повинен смерти» и «Распятие»,  посвященные последним дням земной жизни Иисуса Христа,  предоставив Льву Николаевичу право распоряжаться ими.

_Ґ_а ЄҐ_а Ґа аЇ ¬а®¤ иЈ¤

Т. Л. Сухотина-Толстая, старшая дочь  писателя, увлекавшаяся рисованием и учившаяся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества пишет в своих «Воспоминаниях» : «Когда я поставила картины в своей мастерской, я повестила своим друзьям и крестьянам на деревне о том, что я прошу всех приходить и смотреть на картины и буду давать объяснения тем, кому они понадобятся.

Прибавлю здесь то, что я смутно знала, но чему без доказательства не хотела верить. Это то, что очень редкий крестьянин знал о том, кто был Христос и какова была его жизнь. А из приходивших крестьянок ни одна (курсив Т. Л. Сухотиной-Толстой) не знала о нем ничего.»

И это Ясная поляна Тульской губернии, 200 км от Москвы! А что говорить про более отдаленные, глухие закоулки Российской империи…

А империя тем временем трещала по швам. Д. С. Фукс пишет, что солдаты, возвращающиеся после окончания первой мировой войны в родное село «сыграли главную роль в объяснении событий и в борьбе за Советскую власть в предоктябрьские дни». В их числе упоминается Степан Арсеньевич Шапошников, двоюродный брат моего прадедушки, сын его дяди, Арсения Ивановича,  которого считают «главным организатором всех революционно настроенных бедняков и середняков в тогдашнем Ромадане». По словам Фукса, Степан Шапошников «вел повседневную  активную работу по укреплению Советской власти в родном селе».

Далее краевед переходит к 1919 году, когда на большей части территории Сибири и Казахстана власть захватил адмирал Колчак, который объявил мобилизацию для борьбы с Красной армией. «Наши ромаданцы на призывной пункт не являлись, скрывались, а кто случайно попал в колчаковскую армию, тот дезертировал. По селам рыскали карательные отряды в поисках дезертиров, жестоко расправляясь с населением. В Прииртышье и в соседнем Алтайском крае крестьяне собирались в партизанские отряды. И когда в М-Владимировке прозвучал призывный клич собраться в поход против Колчака, откликнулось более пятидесяти человек.

Ромаданцы организовались в кавалерийский эскадрон, который вошел в состав 11-го Северного полка. Командиром эскадрона был избран Д.С. Островерхов, фуражиром – К. Т. Захаров. Вооружение было бедное, в большинстве самодельные пики. Воевали на первых порах, как выразился один из бывших участников, больше «духом». Смелые, внезапные налеты и хитрость помогали партизанам побеждать и добывать лучшее вооружение. Почти вся вторая половина 1919 года ушла на этот поход, на то, чтобы освободить родные края от колчаковцев.»

_Јй¤809_гЄҐд㥯д зў Ї ўа

«Жестокость», «карательные отряды» …   К сожалению, именно так трактовали личность Александра Васильевича Колчака в период его пребывания у власти в качестве Верховного правителя России в советских учебниках истории для средней школы. Забвению на долгие десятилетия была предана его деятельность полярного исследователя, чьим именем назван один из островов, открытых экспедицией барона Э. В. Толля на шхуне «Заря» и находящийся в Таймырском заливе Карского моря. А. В. Колчак – автор монографии «Лед Карского и Сибирского морей», обобщающей его гляциологические исследования в Арктике.

Ни слова не говорилось  о его участии в обороне Порт-Артура во время Русско-японской войны, за что он был награжден Георгиевским оружием с надписью «За храбрость»(которое, кстати, он, в ответ на требование большевистски настроенного судового комитета черноморцев сдать, швырнул за борт « Георгия Победоносца» со словами: «Японцы, наши враги – и те оставили мне оружие. Не достанется оно и вам!» ) Только в постсоветское время постепенно восстанавливается историческая справедливость в отношении этой незаурядной личности. Современные историки оценивают А. В. Колчака как одного из самых знаменитых адмиралов в истории русского флота.

Д. С. Фукс отмечает, что « под руководством Степана Арсеньевича Шапошникова в 1919 году в М-Владимировке оформилась первая комсомольская ячейка…В нее входили Алексей Акимович Ельсуков, Василиса Ивановна Смирнова, Федор Осипович Харченко, Тимофей Иванович Плаксин, Яков Гаврилович Пономарев. Секретарем организации был А. А. Ельсуков.»

Продолжение следует.

Любовь Бароховская

От Semeyainasy news

Посмотрите также...

В каких городах Казахстана самый загрязненный воздух

Читали: 14 168 data-ad-slot="1867841055"> Семей. 15.06. “Semeyainasy” – Министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум …

СЕМЕЙ АЙНАСЫ

СЕМЕЙ АЙНАСЫ